Чиптюном (chiptune) принято называть музыкальные произведения, которые создаются в реальном времени при помощи аудиочипа (SID, sound interface device) компьютера или игровой приставки — в основном используются устройства первых поколений. Также, если заглянуть в Вики, она подскажет нам, что помимо прочего, chip music — это игра слов, поскольку словосочетание созвучно с «cheap music» (дешёвая, недорогая музыка), что связано с тем, что создание композиций такого рода требует в основном вложений умственных, нежели финансовых.
Вызвано это в основном тем, что из-за убойной простоты схем, использовавшихся в то время — к примеру, знаменитый MOS6581, использовавшийся для синтеза звука в Commodore64 (привет, Machinae Supremacy!), поддерживал вывод только трёх тонов одновременно, ввиду чего для человека, к такой музыке не привыкшего, звучала она, мягко говоря, грубовато — впрочем чистота и плавность композиции что во времена расцвета чиптюна, что сейчас, зависит сугубо от мастерства музыканта. Как правило, сама музыка в чиптюне кодируется посредством написания несложных математических выражений, которыми, собственно, и задаются волны, и до кучи добавляется шумовой канал. Таким образом, вполне можно понять, что музыка создаётся в основном не путем расставливания нот на стане а-ля Band-in-a-Box, а посредством написания отдельной, пусть и несложной, программы; сейчас, впрочем, существует достаточное количество специализированного софта для целевых платформ, которые работают по механизму трекера — то есть позволяют расставлять семплы последовательно. Расцвет чиптюна как такового пришёлся на середину восьмидесятых, вместе с появлением первых массовых восьмибитных консолей, и в то время наиболее популярными для использования платформами были NES и уже помянутая Commodore64. В первой применялся чип Ricoh 2A03, восьмиразрядный звуковой контроллер, поддерживавший вывод двух равноценных каналов с генерацией прямоугольных импульсов и изменением частоты оных, одного канала треугольных импульсов, которые при создании игр для NES применялись в качестве бас-инструментов, и одного канала белого шума. Этот процессор стал одним из самых популярных на сцене, в основном благодаря своим широким возможностям программирования и относительной простоте использования.
MOS Technology 6581 (он же 8580) SID, в свою очередь, является чипом, который ответственнен за появление такого феномена, как демосцена. Этот контроллер, использовавшийся в CBM-II, Commodore64 и Commodore128 в свое время стал одним из первых процессоров, который начал массово применяться в домашних компьютерах и консолях до того момента, как оные смогли своими силами воспроизводить цифровой звук. Разрабатывался он небезызвестным Робертом Яннесом, который через какое-то время основал Ensoniq — компанию, специализирующуюся на производстве синтезаторов, и первые инженерные семплы были готовы уже через пять месяцев после начала работ. Учитывая опыт Яннеса и существовавшую тогда потребность в увеличении возможностей вывода звуковой информации, 6581 получил для того времени ну очень неплохие характеристики — три независимых генератора частоты с диапазоном в восемь октав (16-4000 Гц), четыре разных варианта формы сигнала для каждого из генераторов, многорежимный фильтр, кольцевые модуляторы, и даже восьмиразрядный АЦП. Все это сделало MOS 6581 самым массовым и популярным процессором на демосцене и не только — к примеру, в 1997-м году компания Elektron, базирующаяся в Швеции, выпустила SidStation — синтезатор, в основе которого лежал 6581-й, и который активно используется некоторыми альтернативными и металлическими музыкальными коллективами, такими, как например, уже помянутая в начале топика Machinae Supremacy. Чиптюн сейчас Где-то с 2005-го года чип-музыка начала выходить из тени подвалов, и постепенно приходить к концепции мейнстрима — наравне с ветеранами вроде Yerzmyey, Manwe, Gordon Strombola на сцене постепенно начали появляться новые, молодые музыканты — She, Glomag, Saskrotch; как грибы после дождя, начали появляться лейблы, ориентированные как раз на чип и 8 bit музыку — труды ветерана этой области, 8bitpeoples, вышедшего на рынок в 1998-м, наконец стали давать свои плоды; начали организовываться массовые чип-данс-фесты, как, например, BlipFestival, проводящийся в Нью-Йорке, и его европейская версия. Даже Россия не осталась в стороне — у нас начали появляться исполнители, которых в кои-то веки не стыдно поставить в один ряд с западными музыкантами, что по уровню техники, что по уровню мелодичности и замысловатости. Кроме того, нужно отметить, что сейчас все не ограничивается старыми платформами конца прошлого тысячелетия — в наши дни чиптюн играют и на многочисленных вариациях карманных консолей Gameboy, и на Nintendo DS, и еще много на чём — перечислять всё железо просто бессмысленно, можно лишь сказать, что его спектр невероятно широк. Таким образом, можно и нужно сказать, что вид искусства, зародившийся свыше тридцати лет назад, о котором, я уверен, многие помнили только благодаря XM-тюнам в кейгенах, продолжает жить, умирать не собирается, и лишь готовится покорять новые вершины.